О Дне трезвости


Первое празднование Дня трезвости состоялось более 100 лет назад, в 1911 году в Санкт-Петербурге, под лозунгом «В трезвости счастье народа».
В 1913 году, по инициативе служителей Православной Церкви, был проведен первый Российский День трезвости. Решением Святейшего Синода от марта 1914 года было принято ежегодное празднование Всероссийского Дня Трезвости – 11 сентября (по новому стилю). Дата была выбрана не случайно – в этот день православные христиане отмечают день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, во время которого следует соблюдать строгий пост. В России в эти дни закрывались все винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. В православных храмах проводились крестные ходы и читались воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни, а затем проводился молебен Иоанну Крестителю. 


Этот праздник отмечался до 1917 года, потом о нем забыли. Однако с приходом Советской власти празднование прекратилось. Возобновить традицию удалось лишь в 2005 году.
В этот день во многих городах России проводятся тематические митинги, конференции и семинары, посвященные профилактике и избавлению от алкогольной и других видов зависимости.
Сегодня Всероссийский День трезвости как никогда актуален. Разумный и осознанный выбор трезвого образа жизни – одна из основных задач, стоящих перед современным обществом.
Цели мероприятия:
1.    Пропаганда здорового образа жизни и профилактика алкогольной зависимости.
2.    Развитие у подрастающего поколения осознанного неприятия к вредным привычкам.
Задачи мероприятия:
1.    Формировать негативное отношение к алкоголю.
2.    Способствовать выбору подростков здорового образа жизни.
3.    Выяснить имеющиеся у подростков ложные представления об алкогольных напитках.
4.    Сформировать навыки преодоления социального давления.
5.    Способствовать осознанию своих ценностей.
Продолжительность: 1 час.
Участники акции: обучающиеся 8-11 классов образовательных учреждений Республики Хакасия.
Подготовка к проведению мероприятия
1.    Распечатать листовки для подростков, родителей, водителей (приложение).
2.    Заготовить на формате А4 незаконченные предложения, таблицы с названиями «Интересы»,  «Ценности», «Цели», «Способы выхода из трудных ситуаций».
3.    Закупить необходимое оборудование: канцелярские товары.
4.    Оформить место проведения мероприятия.
5.    Оборудование: мультимедиа проектор и экран, папки с листовками для подростков, родителей, водителей, тетради, папки, маркеры, ручки, листы формата А4, макет человека.


Ход программы мероприятия (Скачать презентацию)
1.    Приветствие (слайд 1).
Продолжительность: 5 минут.
Ведущий открывает акцию: Здравствуйте! Это слово обычно люди говорят при встрече, желая друг другу здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого.
Один из показателей здоровья – продолжительность жизни человека. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. По статистике средняя продолжительность жизни женщин – 71 год и 57 лет у мужчин. Это не так много. А каждому из нас хочется жить долго. Но во многом продлевать жизнь мешают вредные привычки. К ним относится и алкоголь.
День трезвости, как Всероссийский особый день, должен помочь каждому осознать ценность жизни и способствовать отказу от употребления, алкоголя.
Мы, организаторы акции, хотим, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными и радостными людьми, чтобы вы выбирали здоровый образ жизни и спорт.
1.    Программа акции начинается с показа короткометражного видеоролика «За столом» (видео приложение «За столом»).
Продолжительность видеоролика: 30 секунд.
Ведущий: Этот небольшой видеоролик служит эпиграфом, вступлением к нашей сегодняшней встрече. Вы, наверное, подумали, что мы будем разговаривать о вреде употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто не знает о вреде алкоголя, курения, наркотиков. Кто ни разу об этом не слышал. Это общеизвестный факт, и говорить мы сегодня будем совсем не об этом.
У каждого из нас есть право выбора – пить или не пить, употреблять ли наркотики или заниматься спортом, проводить ли свободное время в праздности или помочь кому-то из близких. Каждый строит свою жизнь так как хочет. Выбор есть у каждого из нас. У каждого!
Нет выбора только у наших детей, еще не рожденных. Нет выбора у тех детей, которые находятся в стенах учреждений для умственно отсталых, ВИЧ-инфицированных детей. Если бы у этих детей был выбор, если бы дети могли выбирать себе родителей, они бы наверняка выбрали себе иной жизненный путь – счастливый и здоровый. Но выбор за них уже сделали их родители – те, кто употребляет наркотики, никотин, алкоголь. Они сделали этот выбор. И забыли, что свобода выбора предполагает, прежде всего, ответственность. Ответственность не только за себя, за свое здоровье. Но и за здоровье своих детей и нации в целом.
Зачем люди начинают принимать ПАВ? (слайд 2).
Варианты ответов, представленные на слайде мультимедийной презентации:
    чтобы уйти от решения какой-то проблемы, т.е.
    уйти от реальной жизни;
    из любопытства;
    чтобы не отставать от других, быть «как все»;
    потому что не смог отказаться;
    чтобы казаться взрослее;
    чтобы получить новые впечатления;
    чтобы поднять настроение;
    чтобы быть более раскованным, смелым;
    заставили.
2.    Мифы об алкогольных напитках (слайд 4).
Продолжительность: 15 минут.
В группе разбираются, с помощью презентации, мифы и факты, касающиеся влияния алкоголя на организм человека. Учащиеся аргументируют представленные на слайде мифы.
Мифы об алкогольных напитках:
Миф № 1. Алкоголь снимает утомление, страх, способствует расслаблению (слайд 5).
Реальность: Алкоголь повышает утомляемость, заставляя организм бороться с ядом, и поэтому даже нормальный сон не восстанавливает у человека обычной бодрости и не даѐт ощущение отдыха.
 Как наркотическое вещество, алкоголь способен сначала притуплять чувство усталости, неприятные душевные ощущения, к примеру, тоски и озабоченности. Человеку иллюзорно кажется, что он чувствует себя лучше, что все у него получится. Однако, создав иллюзию и самообман на короткое время, алкоголь не устраняет неприятности, а наоборот, впоследствии еще больше усиливает их.
Миф № 2. Алкоголь помогает бороться со стрессом и разбираться с проблемами в жизни (слайд 6).
Реальность: Стресс – естественная реакция на сложные ситуации в нашей жизни. Если человек не учится правильно вести себя в стрессовых ситуациях, убегает от решения даже небольших проблем, он и в дальнейшем неминуемо будет искать «допинг» для поддержания радости и счастья в жизни, станет слабым и зависимым. А это самый распространенный и простой путь к алкоголизму.
Миф № 3. Алкоголь помогает общаться, знакомиться и завязывать отношения, снимая скованность (слайд 7).
Реальность: Под воздействием алкоголя люди теряют контроль над собой, становятся развязанными и агрессивными, зачастую становятся инициаторами конфликтов. Под влиянием алкоголя парализуются психические центры; у человека начинают преобладать чувства, не сдерживаемые разумом. Он может становиться чересчур откровенным и общительным, легкомысленным, перестает замечать опасность. Неумеренная оживленность и жестикуляция, хвастовство – также следствие начавшегося паралича сознания и воли. Человек под действием алкоголя не стыдится вести себя непристойно. К тому же, человек, который привыкает завязывать общение с другими людьми при помощи алкоголя, со временем рискует стать зависимым от него.
Миф № 4. Малые дозы алкоголя безвредны для здоровья (слайд 8).
Реальность: Алкоголь вреден для здоровья в любом количестве - возникают проблемы с сердцем, печенью, почками, желчевыводящими путями, сосудами, давлением и т.д.
Для алкоголя, как наркотика не существует безвредных доз. Датские ученые установили, что при "умеренном" потреблении алкоголя, уже через 4 года у пьющих обнаруживается сморщенный мозг в 85% случаев.
Нет такого органа в человеческом организме, который бы не разрушался от любых доз алкоголя. Но больше всего страдает мозг.
Миф № 5. Слабоалкогольные напитки, особенно пиво, безвредны (слайд 11).
Реальность: На самом деле, пиво – вредный алкогольный напиток, так как в процессе брожения сохраняются ядовитые соединения, которых в 10-100 раз больше чем в воде, полученной из спирта высшей очистки. Ядовитые соединения (побочные продукты брожения) – это альдегиды, сивушные масла, метанол, эфиры. Кроме того, пиво не является слабоалкогольным напитком, т.к. в пиве многих марок содержание алкоголя достигает 14%. Также пивной алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее водочного. Статистика здесь очень печальна. Учащаются случаи алкогольной зависимости и даже алкогольных психозов у детей 10-12 лет за счет так называемой «пивной зависимости».
Миф № 6. Употребление алкогольных напитков не сказывается на внешности (слайд 12).
Реальность: Злоупотребление алкогольных напитков вызывает преждевременное старение кожи, волос, ногтей; волосы становятся безжизненными, крошатся зубы. Повышается артериальное давление, и в результате цвет лица может быть от ярко-красного до кирпичного.
У алкоголиков укрупняется и слегка отекает нос. Также наблюдается пастозность лица – когда лицо расплывается и полнеет.
Миф № 7. Пиво полезно для сердца и почек (слайд 14).
Реальность: На самом деле из-за пива увеличивается сердце, становится дряблым и плохо «качает» кровь по всему организму. Так возникает синдром «пивного сердца» или синдром «капронового чулка». Пиво способствует расширению полостей сердца, утолщению его стенок, некрозам в сердечной мышце, уменьшению митохондрий и др. Признано, что эти изменения связаны с наличием в пиве кобальта, применяемого в качестве стабилизатора пивной пены. Насыщенность пива углекислым газом, приводит к тому, что попадая в организм, пиво быстро переполняет кровеносные сосуды. Это приводит к варикозному расширению вен и расширению границ сердца.
На самом деле, пиво вымывает из организма белки, жиры, углеводы и микроэлементы, особенно калий, магний и витамин С.
При дефиците калия происходят срывы сердечного ритма, возникает сухость кожи, боли в икрах, слабость в ногах. Дефицит магния опасен тем, что меняет фон настроения, человек становится раздражительным, плаксивым, плохо спит. С вымыванием витамина С снижается иммунитет, развивается гипоксия мозга, страдает интеллект, чаще возникают простудные заболевания. Поэтому о пользе пива  для почек никакой речи быть не может. Почкам приходиться через себя пропускать огромное количество пива и очищать его.
3.    Демонстрация опыта негативного влияния алкоголя на мозг (на примере взаимодействия этилового спирта и яичного белка) (видео приложение «Влияние алкоголя на человека»).
Продолжительность: 10 минут.
Ведущий: Сейчас вы узнаете как алкоголь или, как называем его мы, – яд, влияет на кровь (белок, составной элемент крови).
Этиловый спирт – «легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы».
Берем стакан с яичным белком, добавляем несколько капель воды, затем добавляем несколько капель этилового спирта. И мы можем сразу увидеть, как белок сворачивается в хлопья. То же самое происходит в организме человека, когда он употребляет даже легкие алкогольные напитки, где есть очень малая доля этилового спирта. 
При поступлении в кровь алкоголь начинает соприкасаться с эритроцитами (красными кровяными клетками), которые переносят кислород от легких к тканям и углекислый газ в обратном направлении. Спирт, как известно, используют для обезжиривания и очистки поверхности. При попадании в кровь он обезжиривает оболочку эритроцитов. Красные кровяные клетки при этом начинают слипаться друг с другом, образуя грозди, размер которых определяется  количеством выпитого. Кровеносная система человека в отдельных частях тела (мозг, сетчатка глаза) являет собой тончайшие капилляры. Появившиеся в крови грозди эритроцитов образуют в тонких капиллярах тромбы, и кровоснабжение отдельных микро участков головного мозга прекращается. Происходит «онемение», а потом и их отмирание, которое и воспринимается человеком как якобы безобидное состояние опьянения. В этом состоянии часть нейронов головного мозга погибает, а их восстановление при благоприятных обстоятельствах происходит в течение 3-х лет. 
4.    Упражнение «9 способов сказать: «Нет» (слайд 16).
Продолжительность: 10 минут.
Учащиеся должны придумать убедительные отказы на предложения выпить алкогольный напиток.
•     «Нет, я не употребляю алкоголь».
•    «Спасибо, я не пью спиртные напитки».
•    «Спасибо, нет. Мне это не нужно».
•    «Спасибо. Я не хочу».
•    «Алкоголь меня не интересует».
•    «Почему ты продолжаешь давить на меня, если я уже сказал(а) «НЕТ».
•    «Нет, спасибо. Мне надо идти на тренировку».
•    «Нет, спасибо. У меня на это аллергическая реакция».
5.    Игра «Незаконченные предложения».
Продолжительность: 10 минут.
Подросткам раздаются заготовленные на формате А4 незаконченные предложения. Учащимся предлагается закончить предложения.
I.    «Интересы»:
-Мне интересно узнать……………………………………………………………..
- Я мечтаю…………………………………………………………………………..
- Я хочу научиться…………………………………………………………….........
- В свободное время мне нравится заниматься……………………………….......
- Меня всегда интересовало………………………………………………...….......
- Мы часто с друзьями……………………………………………………………...
- Мне нравится слушать и рассказывать про………………………………..……
II.    «Способы выхода из трудных ситуаций»:
- Когда у меня что-то не получается………………………………………………
- Когда мне грустно…………………………………………………………...……
- Если я поругался с родителями, то………………………………………………
- Когда мне предлагают……………………………………………………..……..
- Если я терплю в чем – то неудачу………………………………………….…....
- Если я поссорился с подругой (другом)…………………………………………
- Когда я получил двойку……………………………………………………..........
III.    «Жизненные ценности/цели»:
- Я очень хочу, чтобы в моей жизни было………………………………………..
- Чтобы быть счастливым сегодня, я делаю………………………………….......
- Чтобы быть здоровым…………………………………………………………….
- Я ценю в людях……………………………………………………………….......
- Самым важным для меня является………………………………………………
      На доске представлен рисунок человека. В ходе дискуссии ведущий подводит к выводу, что первая группа предложений относится к сфере интересов, вторая группа – к сфере стратегий жизни, третья - к сфере жизненных ценностей и целей. Таблицы с названиями «Интересы», «Ценности», «Цели», «Способы выхода из трудных ситуаций» размещаются вокруг рисунка человека - это ресурсы, которые являются основой личности успешного и счастливого человека.
6.    «Рекламный ролик».
Продолжительность: 15 минут.
Необходимо разделить подростков на группы для игры.
Ведущий: В руках у меня папка с государственным заданием, выполнить которое вы обязаны наилучшим образом. Представьте, что вы получили определенную сумму денег от государства. Эта сумма должна быть потрачена на создание услуги или товара, которые должны привлечь людей к занятиям спорта, приобщить к здоровому образу жизни.
Всем  вам известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Вот и представим себе, что мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для рекламы разработанного нами товара или услуги. Наша задача – представить этот товар (услугу) публике, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все как в обычной деятельности рекламной службы.
Например,  - Кафе здорового питания «Улыбка», рекламный лозунг - «Правильно питайся, чаще улыбайся, никогда не сдавайся!»
-  Бассейн «Забудь о проблемах – просто плыви!»
 - Спортзал – «Нет на свете прекрасней одежды, чем бронза мускулов и свежесть кожи!».
Это может быть просто лозунг или небольшая сценка. Все зависит от вашей фантазии. Когда будете готовы, напишите название вашего предприятия или товара на альбомном листе, сверните его и поставьте книжкой.  Время на подготовку 10 минут. Займите свое место у столов. Далее идет презентация своих идей.
7.    Просмотр видеофильма «Успехи в учебе» (видео приложение «Успехи в учебе»).
Продолжительность: 1 минута.
Ведущий: Моя энергия – мой ключ к успеху. Конечно, у каждого из нас понятие успеха разное. Но в целом представления совпадают – все хотят быть здоровыми и финансово благополучными. Но если в настоящее время что-то идет не по плану, не по той дороге, которая может привести к успеху, то в наших силах всегда что-то изменить, на то мы и люди (помните про свободу выбора?) И во многом это зависит от того, какие люди нас окружают. Кто твой друг, какие у него ценности, убеждения? А ты сам-то? Какой ты друг? Способен ли ты изменить что-нибудь в чьей-то жизни, помочь, дать совет? Или проще занять позицию: «Моя хата с краю?» В жизни бывают ситуации, когда чье-то бездействие стоит человеку жизни.
8.    Дискуссия «Твоя совесть».
Продолжительность: 8 минут.
Разбор ситуации из жизни. Ведущий предлагает проанализировать случай из жизненной ситуации, когда один ребенок ушел из дома и остался на чердаке дома в состоянии отравления под действием ПАВ, а ребята из его компании знали об этом. Вопрос к подросткам: «Как бы поступили вы: рассказали об этом взрослым, махнули рукой (ведь это его выбор) или сохранили бы это в тайне, даже если жизнь и здоровье человека под угрозой?».
Важно в групповой дискуссии определить наиболее продуктивные действия и способы разрешения и предотвращения  подобных ситуации в жизни подростков.
9.    Программа акции заканчивается вручением тематических листовок для распространения среди подростков, родителей и водителей. Ведущим подчеркивается важность распространения тематических листовок в этот день (11 сентября), т.к. это способствует актуализации установки в сознании людей на выбор здорового образа жизни и пониманию, что здоровье нации - это залог ее процветания и развития!
Заключительная часть
Продолжительность: 3 минуты (слайд 19).
Ведущие: Дорогие друзья! Наша встреча подходит к концу, а ваша жизнь только набирает силу. Вы молоды и красивы. Какова дальше будет ваша жизнь, выбирать вам. Надеемся, что сегодняшнее мероприятие было полезным. Сделайте в жизни правильный выбор! Выбирайте разумное. Не будьте рабом обстоятельств. Ваш выбор сегодня определяет ваше завтра! Всего вам самого доброго! (слайд 20).