Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии как средство формирования метапредметных результатов является актуальным в современной методике преподавания. Актуальность обусловлена, во-первых, приоритетным направлением в обучении, закрепленным ФГОС ООО, во-вторых, трудностями при выполнении заданий ЕГЭ и ОГЭ по биологии, которые требуют от ученика умения анализировать содержание текста, интерпретировать и преобразовывать его в иные знаковые формы (таблицы, схемы и т.п.). Таким образом, ключевым умением в современном обучении становится умение вдумчиво читать.

Согласно стандарту учащиеся должны овладеть умениями задавать вопросы по тексту и отвечать на них, уделять внимание языковым особенностям текста и  их влиянию на передачу идеи, А также подтверждать своё мнение выдержками из текста и приводить доказательства при анализе  текста, выделять главную мысль с помощью деталей. Учащиеся должны уметь анализировать структуру текста и новые слова, изучать развитие событий на протяжении всего повествования.

На уроках биологии учащиеся работают с научно-познавательными текстами. Приемы работы с такими текстами отличаются от работы с художественным текстом.

При работе с текстом можно выделить несколько этапов, на каждом из которых необходимо формировать ряд умений:

 

Этап

Умения

Смысло-ориентирующий

Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде;

Определять значение терминов из текста;

Сопоставлять информацию из разных частей текста;

Устанавливать в тексте последовательность действий

Содержательно-смысловой

Выделять главную мысль отдельных частей текста;

Делать выводы на основе информации из текста;

Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот;

Выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.

Рефлексивно-личностный

Применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации;

Интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации из текстов;

Самостоятельно конструировать новую по отношению к тексту ситуацию.

 

 

Кроме этого существуют разные виды текстов, используемых на уроках биологии:

1.      Текст как основа для выполнения заданий в тестовой форме (по требованиям ГИА и ЕГЭ) с созданием эталонов ответов или заданий со свободным ответом.

2.      Текст как основа для заполнения или составления схемы, таблицы, конспекта, кластера.

3.      Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является “печатное ученическое издание”, новый текст (например, информационный лист, книжка-малышка, стихотворение, электронная презентация).

4.      Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста-носителя информации по определенной теме, в том числе как пример работы над формированием понятий.

5.      Текст как вариант модуля урока, как пример алгоритмической деятельности ученика и или группы учащихся на уроке, как пример «маршрутной карты виртуального путешествия по стране знаний».

6.      Текст (часть текста) художественного произведения для вычленения биологической информации и оценки её истинности.

 

Копилка приемов работы с текстом

Прием «Дополни определение». Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение для термина (например, «водоросли», «бактерии», «грибы», «слоевище»).

Прием «Сконструируй определение».Учащиеся сами конструируют понятия, сопоставив информацию из нескольких предложений текста (например, «плодовое тело», «фотосинтез»).

Прием «Поабзацевая проработка текста». Учащимся предлагается прочитать абзац, выделить главную мысль, сформулировать её, используя как можно меньшее количество слов.

Прием «Установите соответствие». Учащимся предлагается соотнести понятия и определения (например, в теме «Основные свойства живого»).

Прием «Составь задание». Учащимся предлагается при изучении раздела темы составить кроссворд . При этом они не обладают достаточным временем на уроке и такие задания, чаще всего дают закончить дома, т.к. для проектирования таких заданий ученик должен потрудиться. И это уже не чтение текста, это его осмысление, анализ, связь с пройденным материалом .

Прием «Задай вопрос». Учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся.

Прием «Отсроченная отгадка» - выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем. Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу.

Прием «Восстанови текст». Учащимся необходимо вставить подходящие по смыслу слова в деформированном тексте. Например, по теме «Виды корней и типы корневых систем».

А) Каждое растение имеет множество корней. Корень, развивающийся из зародышевого корешка семени, называют __________.

Б) Корни, отрастающие от стебля и листьев, называют ________.

В) От главного и придаточного корней отходят корни __________.

Г) Все корн одного растения образуют _________ ____________.

Д) Различают два типа корневых систем: ________ и _____________.

Е) Корневую систему, в которой хорошо развит главный корень, называют _____.

Ж) Корневую систему, в которой главный корень недостаточно развит или рано отмирает, называют ________.

Прием «Составь схему, план, конспект, таблицу». Учащимся необходимо заполнить пропуски примерами.

Органы цветкового растения

 

Вегетативные

Генеративные

 

 

 

 

Приемом «Знаю, хочу узнать, узнал».  

1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), учащиеся заполняют графу «Узнал».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Прием «Опиши по плану». Необходимо описать растение по плану:

1. Жизненная форма растения.

2. Тип корневой системы.

3. Стебель (форма и опушение).

4. Листорасположение.

5. Лист:

6. Тип соцветия.

7. Характеристика цветка.

8. Формула цветка.

Прием «Инсерт».Учащимся предлагается текст, работая с которым, они помечают на полях условными обозначениями те или иные отрывки, предложения или слова.

V «Эта информация мне уже известна»;

+ «Новые факты для меня»;

— «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;

? «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».

Прием «Деформированный текст». Учащимся необходимо найти ошибки в тексте и исправьте их.

«Побег и почки».

Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют побегом.

Стебель – боковая часть побега, листья – осевые.

Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега – пазухой.

Прием «Верные и неверные утверждения». Необходимо найти правильные утверждения после прочтения параграфа по теме «Зоны корня».

1. Основная функция корня – минеральное питание растения.

2. Снаружи верхушка корня покрыта корневым чехликом.

3. В корневом чехлике откладываются запасные питательные вещества.

4. В зоне проведения корневые волоски отсутствуют.

5. За счет корневых волосков происходит увеличение всасывающей поверхности корня.

Прием «Исключение». Даются слова: камбий, древесина, прилистник, сердцевина. Необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор «Прилистник, т. к. не является частью стебля».

Приём «Перепутанные логические цепи». Дается несколько событий (либо из хронологической цепи, либо из причинно-следственной цепи) произвольном порядке. Паре или группе предлагается восстановить правильный порядок. Ученики по очереди расставляют события (по одному) на верные места в цепи, приходя к единому мнению. После чего при изучении материала необходимо обратить внимание на правильный порядок событий и проверить истинность или ошибочность собственных предположений.

Таким образом, научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи всех школьных предметов, в том числе и биологии.

При подготовке материала использованы сайты:

 

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2018/04/10/metodicheskaya-masterskay

https://multiurok.ru/files/formy-raboty-s-razlichnymi-vidami-tekstov-na-uroka.htm